Хлеб лаваш

Хлеб, лаваш — хлебобулочное изделие без начинки с влажностью больше 19 %, получаемое путём выпекания теста (состоящего как минимум из муки и воды), разрыхлённого дрож­жами либо закваской.

Для приготовления хлеба употребляют пшеничную и ржаную муку, реже — кукурузную, ячменную и другие. Словом хлеб зачастую называют сельскохозяйственные культуры (пшеницу, рожь, ячмень и другие), а также само зерно этих культур и изготовляемую из него муку. В некоторые сорта хлеба также добавляют специи — такие, как зёрна тмина, орехи, изюм, чеснок, курагу и зёрнышки (семена кунжута, мака и другие). Зёрнышки также служат для украшения.

Хлеб дозволено есть отдельно, впрочем зачастую его едят со сливочным, арахисовым либо подсолнечным маслом, вареньем, маргарином, повидлом, джемом, желе, мармеладом, мёдом, что по сути является блюдом, носящим наименование бутерброд. Хлеб применяется также как основа для сэндвича. Он может быть только выпеченным либо позднее подрумянен (скажем, в тостере) и может подаваться фактически без ограничений от комнатной температуры до жгучего состояния. В некоторых культурах хлеб единовременно применяется и как столовый прибор.

Неупакованный хлеб дозволено беречь в хлебнице, и тогда он дольше останется свежим.

Существует преемственное заболевание, целиакия, при котором употребление в пищу хлеба противопоказано, от того что хлеб содержит глютен, а больной должен соблюдать пожизненную аглютеновую диету.

Предпосылками для изобретения печёного хлеба стало возникновение у древних шумеров, вавилонян, египтян, ассирийцев, и персов ступок и ручных мельниц. Из густой зерновой каши пеклись первые пресные лепёшки. Приблизительно таким же образом лаваш печётся в Закавказье и сегодня.

Согласно заокеанскому эксперту по истории иудейской кухни Гилу Марксу, местом происхождения лаваша является Средний Восток. Уиллард Б. Мур, подмечая принадлежность лаваша к армянской кухне, называет Иран местом его происхождения. Справочник по еде Оксфордского института определяет лаваш как античное блюдо, возникшее в регионе Кавказа и Ирана.

Ряд источников определяет лаваш как блюдо армянского происхождения. Так, эксперт по пищевому производству Сержио Серна-Сальдивар предполагает, что лаваш имеет древнее армянское происхождение.

Лаваш знаменит в ряде стран Передней Азии и Ближнего Востока, но только в Армении он занимает едва ли не основное место в системе питания. Почтительное, благоговейное отношение к хлебу — обычай армянской культуры, но в отношении к лавашу эта обычай проявляется исключительно ясно в сопоставлении с отношением к подовому хлебу массового производства. «Лаваш» является основным мучным изделием в армянской национальной кухне. В Армении он неотделимая часть еды, обычно подается с хашем. Также в Армении применяется подлинный приём тушения рыбы в лаваше. В Армянской Церкви на Пасху нередко взамен кулича приносят лаваш. Лаваш в Армении — символ семьи и изобилия: по обычии, на свадьбе мать жениха кладёт на плечи новобрачных лаваш, дабы молодые неизменно жили в достатке и взаимопонимании. Среди армян существует обычай приготовления жертвенного лаваша. Для такого лаваша мука определённого качества должна быть собрана в семи домах, а не легко взята из ларя. Выпекание жертвенного лаваша происходит без соли и закваски, таким образом он получается пресным. Жертвенный лаваш должен быть роздан в семь домов, нуждающихся в хлебе, нуждающихся в помощи, в пище. Раздают его сами жертвователи этого лаваша.